Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Юрий, 60 - 28 мая 2009 11:26

Все
Отредактировано:28.05.09 11:27
[B]На дне [/B]

По одноимённой пьесе М. Горького

«Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства».( Карл Маркс)


Судьба. Что стоит за этим понятием? По-видимому, это стечение обстоятельств, независящих от воли человека. И время, и место человеку предначертаны судьбой, если к тому не приложена воля людей. Судьба – суть, случайность.
Характер человека, напротив, менее зависим от случайности. По мере становления личности характер формируется под воздействием различных жизненных обстоятельств, подвержен влиянию людей, окружающей действительности. Но что самое главное, эти обстоятельства подвластны воле человека. Человек может их изменить, без оглядки на промысел божий. Но может и смириться, покориться судьбе.
Если присмотреться к героям пьесы М. Горького «На дне», не сложно обнаружить различные образы «дна». Персонажи пьесы предстают перед нами в зависимости от силы характера человека. Есть герои с сильным характером, а есть бесхарактерные.
Но прежде, несколько слов о самом «дне». По замыслу автора, это не только жильё - «подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», не только социальное положение, но и состояние души. А душа, как известно, обязана трудиться. Не все к тому, увы, расположены.
Бубнов, к примеру, когда-то был владельцем красильной мастерской. После того, как его жена сошлась с мастером, Бубнов предпочёл просто уйти. Ощутил себя лишним. По его мнению, все люди – «лишние», поскольку в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком. Бубнов фаталист. Согласно его воззрениям сама среда, в которую помещен человек, формирует последнего. У Бубнова человек - продукт внешних обстоятельств жизни. Он считает, что « люди все живут … как щепки по реке плывут…», словно по течению, «…родятся, поживут, умирают…», бессильные что-либо изменить. И он в своей жизни, потому, ничего не меняет, ничего не предпринимает.
Тоже и Настя. Не желая трезво смотреть на действительность, она придумала себе прошлое, в котором якобы «жила» большая и чистая любовь. Настя искренне мечтает о большой и светлой любви. Но в реальной, окружающей ее действительности «чистую любовь», кроме как в бумажных купюрах, не принимает. Свой сотворенный мир, вычитанный из книжек, девушка выдает за реальный. Одним словом, легкомысленная позиция.
Барон. Как и Настя живет прошлым. С той лишь разницей, что оно у него действительно было. Было и состояние, была и состоятельность рода. Остались одни лишь воспоминания. Только и они его не спасают. Утешение в настоящем Барон находит на дне стакана, в ночлежке. «… В карете прошлого - никуда не уедешь…» - сетует автор пьесы устами Сатина. Так оно и есть: стоит на месте «карета» Барона. Да и он сам не предпринимает никаких шагов по изменению своего положения.
Актер - еще один обитатель ночлежки. В прошлом - представитель творческой интеллигенции. В настоящем - просто человек "без имени". Вспоминая былую славу, он с каждым разом расцвечивает ее в более яркие цвета, нежели она была на самом деле. Как и большинство обитателей ночлежки от горькой «правды жизни» бывший служитель Мельпомены спасается пьянством, уходит от разрешения своих жизненных неурядиц.
Самым трагичным персонажем, на мой взгляд, является Анна. Скорее всего, она родилась в обычной бедной семье. Потом вышла замуж, больше по необходимости, чем по любви. Ей тяжелее всех: Анна больна и угасает с каждым днем. Свою жизнь она описывает следующим образом: "Не помню - когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…». Образ этой молодой женщины характеризует общую массу «босяков» - людей, не творящих в жизни зла, но и не являющими собой светлый образ. Анна полностью смирилась с окружающей действительностью, уповая лишь на счастье в загробном мире.
Всех этих людей, как и большинство обитателей ночлежки, можно причислить не только к разряду безвольных, но и безучастных к своему будущему. У них разные биографии, но судьба одинаковая. Так Васька Пепел вором «родился», душегубом кончил.
Другое дело, Клещ, Сатин и Лука. Это деятельные персонажи. Первый оказался на «дне» после того, как лишился мастерской и жилья. Не выдержал конкуренции, разорился. В то же время Клещ - единственный, кто верит в возможность спастись, вырваться со "дна", вернуться к прежней деятельной жизни. Он и спасение видит в изнурительном, тяжелом и честном труде: "Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь - я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу…".
Константин Сатин - личность достаточно интересная. Он является носителем правды жизни в споре с Лукой, правды «свободного человека». Это и отличает его позицию от позиции заезжего странника - Луки.
Лука – носитель идеи сострадания в пьесе. Он сознает, что есть «люди» и есть «человеки». Люди уповают на судьбу. Человек вооружён своим характером. Слабым («людям») нужна поддержка. В надежде, вере, в силе другого. Ибо вера и надежда – мощный стимул для всех человеческих деяний. Анне Лука облегчает муки ухода из жизни, в Актера и Ваську Пепла вселяет надежду на возможность изменить жизнь к лучшему. Но с другой стороны, после исчезновения Луки обретенная людьми надежда оказывается не только иллюзией, но и превращается в полную свою противоположность, что приводит героев пьесы к катастрофе. Людям же сильным духом («человекам»), тем, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь. Они сами творят свою судьбу, свое счастье. Как и свое несчастье.
Таким о
Добавить комментарий Комментарии: 1
Юрий
Юрий , 60 лет28 мая 2009 11:27
Таким образом, правда Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Но главное – она обращена к доброму в душе каждого человека. Это доброе пробуждает в нем лучшее.
Сатин же является выразителем другой жизненной позиции: «Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга!». Человека надо уважать, считает Сатин, жалость только унижает.
Но кто сам Сатин? Шулер, человек, живущий заведомой ложью, абсолютно равнодушный к людям, проповедующий нетрудовую философию. «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? ... Человек - выше сытости!..». Образованный, умный, сильный Сатин мог бы вырваться со «дна» жизни, но не хочет этого делать. Идея «свободного человека» превращается в свою полную противоположность – в идею своеволия. Сатин невольно становится идеологом зла, считая его способом существования на земле. Чем оправдывает, обеляет зло. Актера он уверяет в том, что нет бесплатных лечебниц для алкоголиков, Пепла шуткой подталкивает к преступлению… И к чему привела такая правда? К смерти Актера и ссылке Васьки в Сибирь. Вот и вся правда Константина Сатина. Странно, что слова о человеке, имя которого звучит гордо, Горький вложил все-таки в его уста. Чем, на мой взгляд, подорвал доверие к безусловной истине.
Вне всякого сомнения, ценность человеческой жизни во все времена абсолютна. Каким бы ни было государство, какая-то часть людей иногда оказывается за гранью социального равенства. В начале ХХ века в России их называли бродягами, «босяками». Сегодня таких людей называют бомжами, во Франции - клошарами, в Голландии – сквотерами… Опасность оказаться на «дне» жизни по-прежнему существует. Важно не переступить эту черту. Ведь общество не должно отгораживаться от слабых («людей») забором безучастия. Иначе оно превратится в свою противоположность – в «дно».
Судьба не в силах сформировать характер человека. Скорее характер человека, если он проявляется, способен предопределить судьбу. Важно, чтобы личность не была духовно опустошена.
Знакомства Planet Love                             KRISTI Клуб БДСМ                             Планета любви и знакомств на любой вкус

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.